СЛАВА

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО В БРЮСОВСКОМ ПЕР. Г. МОСКВЫ, В ПРАЗДНИК ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"

Матерински помилуй нас, да славим Тя во веки.

Эти слова мы слышали сегодня в одной из молитв нашей службы.

В книге Деяний апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, апостол Петр сказал: "...нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4. 12). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа.

Другой первоверховный апостол Павел в Послании к Филинпийцам говорит об Иисусе Христе: "...Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Флп. 2. 9-10).

Оба апостола единодушно говорят нам о том, что нет имени дороже, ближе, роднее сердцу верующего человека, нет имени выше, чем имя Иисуса Христа. О, конечно, и сердце каждого из нас говорит нам об этом! Господь Иисус Христос - это наш Учитель, проповедующий нам "глаголы вечной жизни" (Ин. 6. 68). Он - наш Спаситель, взявший на Себя грехи всех людей, и значит, каждого из нас, и пострадавший за нас на конце Своего земного подвига. Он - Начальник нашей веры, и Основатель, и Глава той Церкви Христовой, к которой мы все имеем счастье принадлежать. Апостол Павел называет Церковь Христову телом, в котором каждый из нас является малым членом, а Глава этого великого духовного тела - Господь Иисус Христос (см.: Еф. 1. 22-23). Он-и наш нелицеприятный и Праведный Судия на последнем и Страшном Своем суде.

Кто же может быть выше Его? Наша мысль стремится дальше. Чье же имя после Его имени может быть выше имени Той, Которая послужила нашему спасению и была Матерью Господа Иисуса Христа?

Святая Церковь так и учит, так и исповедует, что для христианина, после имени Сладчайшего Господа, самым дорогим и близким именем является имя Преблагословенной Девы Марии.

Руководимые словом Божиим, заветами апостолов и всей первохристианской Церкви, мы окружаем имя Божией Матери величайшей славой и преклоняемся перед Ней с чувством величайшего благоговения. Начало этой славы Божией Матери и благоговейной любви к Ней людей восходит своими истоками ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и первым дням бытия на земле Церкви Христовой.

Вы помните, кто первый воздал хвалу Божией Матери? Вероятно, Ее славили и пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Младенцу в Вифлеемскую пещеру. Вместе со своими дарами дань хвалы отдавали Ей и пришедшие из далеких стран волхвы. Но слова этой хвалы мог слышать только праведный обручник Иосиф. Кто же первый воздал Ей открытую хвалу перед лицом народа? Евангельское чтение за каждой Божественной Литургией в праздник в честь Божией Матери нам об этом напоминает. Оно говорит о первом открытом ублажении Божией Матери, принесенном людьми к Ее ногам.

Это было во время одной из проповедей Господа Иисуса Христа. Наверное, в глубокой тишине, затаив дыхание толпа внимала этой проповеди. И вдруг одна из женщин, имя ее осталось неизвестным, из глубины своего переполненного до краев восторгом сердца вскрикнула: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (Лк. 11. 27). Так воскликнула одна женщина, но, несомненно, она говорила от лица всех плененных проповедью Спасителя.

Что женщина хотела сказать этими словами?

"Блаженна Мать такого Проповедника, Который покорил нас, Который зовет нас из оков житейской суеты, из душной атмосферы страстей и пороков на чистый воздух жизни с Богом, зовет нас к счастливой бесконечной жизни, не знающей конца. Он пробудил в наших сердцах жажду истинного счастья и ведет нас по пути к нему.

Но Он - не только Проповедник. Он - Великий Чудотворец. Неиссякаемыми потоками изливаются из Него любовь и всепрощение. Он исцеляет больных на наших глазах, Он возвращает зрение слепым, Он воскрешает мертвых, Он творит чудеса и в душе человека: к Его ногам приходят плачущие блудницы и, прощаемые Им, встают рожденными для новой, чистой жизни. Как же счастлива Та, Которая родила этого необыкновенного и чудного Проповедника и Чудотворца!

И сам Он - необыкновенный человек. В Своем собственном лице Он открывает нам такую духовную красоту, какой мы еще никогда не видели, какой, несомненно, не видели и наши предки. Он - носитель этой красоты: смиренный и кроткий, чистый, без единой пылинки греха, любвеобильный и сострадательный. Воистину блаженно чрево, родившее Того, за Кем мы идем, мы, трепещущие восторгом перед Его образом, Его речью и Его делами".

Так, вероятно, думала и переживала женщина, первой воздавшая хвалу Божией Матери. Несомненно, то же переживали и другие в толпе, окружавшей Спасителя. Но еще много не знала эта женщина, как не знали и те, от лица которых она произносила свою хвалу. Многое открылось потом. Люди узнали, что этот Божественный Проповедник и Чудотворец обещанный пророками Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. За грехи всех людей Он дал Себя распять на Голгофском кресте и обагрил его Своей бесценной кровью. Божия Матерь была безмолвной свидетельницей этих мучений и Сама была страдалицей у подножия этого креста. И Она, бесценно дорога для нас и как Мать Божественного Учителя, и как Мать Того, Кто ценой Своих страданий и крестной смерти дал нам право на вечное блаженство.

Как же нам не украшать Ее имени славой и почитанием! Ведь нет для православного христианина ничего дороже и священнее дела спасения своей бессмертной души для вечности. А Она - Мать Того, Кто нам это спасение дает.

После Голгофы еще больше открылось людям о Ней. Открылась Ее собственная возвышенная духовная красота, скрытая в дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Ведь до вступления Спасителя на Его общественный подвиг почти никто и не знал о Божией Матери, воспитавшей Божественного Сына. В дни же земного служения Спасителя людям Она, по Своему величайшему смирению, держала Себя в тени и даже не всегда сопутствовала Своему Сыну.

После Вознесения Спасителя на небо апостолы и первые христиане уже открыто преклонялись перед смирением, долготерпением, преданностью воле Божией, чистотой и любовью Матери Сына Божия, Ее духовными совершенствами, Ее красотой.

А дальше Церковь Христова узнала о Ней еще больше. После того как своей душой, а затем и телом Она отошла к Своему Сыну, началось Ее небесное Материнство. Всему миру тогда были открыты и необъятный Покров этого Ее святого Материнства над верующим в Ее Сына человечеством, и вся глубина Ее изобильной любви к людям. После данного Ею апостолам обещания пребывать с ними во все дни не было и нет ни одного верующего сердца, которое не ощущало бы Ее близости к нам и Ее любви.

В жизни христианина нет такого момента, когда бы его сердце не имело потребности обращаться к Божией Матери с верой и надеждой. Мы, грешные, грязные в своих грехах, трепещущие перед мыслью о своей вечной погибели, ищем для себя спасения из греховной бездны, в которую мы впадаем, и прощения своих беззаконий. Мы идем за этим прощением к ногам Христовым, мы просим о нем своего Небесного Отца и верим, что Он ни одному из кающихся грешников никогда не откажет в этой милости Своего прощения. Тот, Кто прощал блудниц, плакавших у Его ног, Кто озарил радостью прощения благоразумного разбойника, Тот не оттолкнет и никого из нас от Себя.

Но, опуская свой взор в глубину своего сердца и видя многое множество своих прегрешений, мы на этом пути к Спасителю за прощением хотим иметь крепкую защиту, надежное заступничество за нас перед лицом Божиим,- и мы их имеем в лице Божией Матери. Ее святые иконы мы называем: "Взыскание погибших", "Споручнипа грешных", и мы веруем в Ее Материнское посредничество в наших молитвах о прощении. Многочисленными чудесными знамениями, посылаемыми нам через эти святые иконы, Она оправдывает нашу веру и свидетельствует о Своих заботах и молитвах о грешниках.

А кто из нас не хочет радости, кто о ней не думает, кто к ней не стремится? И кто не хочет радости нечаянной, неожиданной, когда, может быть, нет никаких человеческих надежд на получение того, к чему стремится и чего страстно хочет сердце? Кто из нас не ищет в скорбях утешения, в болезнях исцеления, в бедствиях жизни земной - облегчения и избавления? И верующее сердце знает, куда обратиться за этой радостью и поддержкой. Оно называет Ее святые иконы: "Всех скорбящих Радость", "Нечаянная Радость", "В скорбех и печалех Утешение".

Называя Ее так, православное сердце непоколебимо верует в то, что Она неиссякаема в раздаянии людям утешений и подкреплений на их жизненных путях. Ведь это только Она одна, как наша любвеобильная Мать, могла благословить - назвать Себя "Нечаянной Радостью" в одной из Своих икон.

А сколько испытаний пережила на протяжении истекших веков паша родная земля! Сколько раз тучи военной бури сгущались над ее равнинами и лесами и враги простирали свои кровавые руки, чтобы русский народ истребить и полонить. Куда обращалось русское верующее сердце в годины этих испытаний? Оно знало к кому обратиться. Оно искало защиты у Той, Которую издавна Православная Церковь величает "Взбранной Воеводой". Русский верующий народ обращался к Той, Которую Русская Церковь в Казанской иконе называет "Заступницей усердной", в Смоленской иконе "Предстательством христиан непостыдным", во Владимирской иконе "Пречудной Владычицей". Этими чудотворными иконами - Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской - русское воинство осеняло себя перед началом битв; перед этими святыми образами Богоматери плакали русские люди, провожая воинов на поле брани. И мы знаем из истории нашей Руси, как силою молитв верующего народа и помощью Божией Матери с честью миновали эти испытания.

Русское православное сердце особенной любовью любит свою Небесную Мать. К этому Источнику любви оно обращается с бесчисленными словами наших молитв и песнопений. Чье православное сердце и чьи уста не шепчут в святом храме этих всем известных молитв: "Милосердия двери отверзи нам...";

"Под Твою милость прибегаем..."; "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды..."?

Самые ласковые, самые нежные слова, какие только можно найти в нашем языке, мы относим к Божией Матери, и из таких слов сплетаются, как тонкое кружево, многочисленные акафисты и каноны, посвященные Божией Матери.

Каждый праздник в честь Божией Матери и Ее святых икон - это священный день для верующего сердца. С особой силой мы ощущаем в эти дни Ее любовь к нам и хотим свою любовь к Ней выразить за нашими праздничными

службами, посвященными Ей. Эти службы напоены словами хвалы, славословия, благодарения, мольбы и нашей любви к Ней.

Слава Ее не знает границ. Она обошла всю землю, и нет такого уголка на земле, где бы в храме и в каждом верующем сердце не воспевалась эта слава. Как и слава Ее имени, так и любовь Ее к нам не знают пределов. И за эту Ее любовь православные христиане отвечают Ей своей преданной, благоговейной, сыновней любовью.

Но, стоя у подножия нашего дорогого и родного сердцу каждого из нас образа "Взыскания погибших", хочется сказать и о другом. Божия Матерь ждет от нас прославления Ее святого имени не только из наших уст и из наших сердец. Конечно, Она и наши словесные хвалы принимает с любовью, потому что знает, что они исходят из искренних и любящих Ее сердец. Но ждет Она от нас и другого. Прижимая к Своей Материнской груди Божественного Младенца, как это изображено на святой иконе, Она, несомненно, хочет, чтобы мы были достойными детьми рожденного Ею Сына. Она - взыскание погибающих и погибших, и Она молится о том, чтобы мы, погибающие и погибшие, стали спасаемыми и спасенными. На пути к этому спасению мы должны, "совлекшись ветхого человека с делами его" (грехами), "облекаться в нового" (Кол. 3. 9-10; Еф. 22-24), украшать себя чистотой и смирением, лаской и приветливостью, забвением обид и состраданием чужому горю.

Неужели мы до сих пор (а многие из нас уже давно перешли половину своей жизни и приближаются к порогу смерти), неужели мы не имеем в своем сердце хотя бы крупиц той любви, совершеннейшим образцом которой мы знаем Божию Матерь? Неужели мы, имея перед собой в лице Божией Матери благоухающий пример смирения, еще не осознали того, что смирение является лучшим украшением души и что в Царствие Небесное входят не гордые, завистливые, раздражительные, гневные, мстительные, а смиренные, нищие духом, сознающие свою духовную бедность и почитающие себя недостойными рабами Божиими? Неужели мы еще не понимаем, что грехи, мерзостью которых заполнены наши сердца, стеною разделяют пас с Богом, и, если мы унесем эти грехи нераскаянными в жизнь будущего века, они будут источником вечной скорби и вечных мучений?

Вот о том, чтобы не погибнуть нам для вечности своей бессмертной душой, мы и должны молить нашу Небесную Мать с верой и надеждой: да будет Она Спутницей всей нашей земной жизни и поможет нам войти в ту небесную землю, где уже пребывают святые, угодившие Богу своей жизнью.

Принесем к подножию Ее святой иконы эти наши молитвы и чувства нашей благоговейной любви к Ней. Сердцем и устами будем повторять молитву сегодняшнего праздника: "Матерински помилуй нас, да славим Тя во веки!"

ЖМП № 4 за 1948 г.

Hosted by uCoz