ПРАВИЛО ЖИЗНИ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В СВЯТО-ДУХОВСКОЙ ЦЕРКВИ ДАНИЛОВСКОГО КЛАДБИЩА В Г. МОСКВЕ

...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Мф 7. 12.

Эти короткие и понятные всем евангельские слова Христовы содержат в себе сущность всех других евангельских наставлений. "В этом закон и пророки",- говорит Спаситель и заповедует в Своих словах любовь к людям, любовь друг к другу во всех ее проявлениях. И кто исполняет это святое евангельское правило, тот достигнет высоты духовного совершенства, потому что он исполняет требование наибольшей заповеди христианской жизни - заповеди о любви.

Как просто это мудрое слово Христово! В нем Господь не требует никаких особых подвигов с нашей стороны. Он ясно говорит каждому из нас: "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...". А о том, как мы должны поступать с людьми и как мы хотим, чтобы с нами поступали люди, всегда скажут нам и совесть наша, и сердце, и разум.

Сила этой христианской заповеди не в том только, чтобы мы не желали и не делали того, чего не желают люди, но чтобы мы желали и делали то, чего они желают, чего мы сами себе желаем.

Ты хочешь, чтобы никто не насмехался над твоими слабостями и недостатками. Это неприятно тебе, это бывает тяжело для тебя. Так ты сам, как говорит святой апостол, "удерживай язык свой от зла" (1 Пет. 3. 10). Так велит нам слово Божие. Сказано Господом Иисусом Христом: "...кто скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону, а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф. 5. 22). Спаситель требует, чтобы мы удерживали себя от бранных и злых слов.

Ты хочешь, чтобы никто не осуждал твоих намерений, твоих поступков. Тебе бывает нелегко переживать осуждение тебя со стороны других. Не осуждай сам никого.

О, какая великая сила у добродетели неосуждения! О, если бы мы, дорогие, чаще себе напоминали великие слова Христовы об этом! Вот они: "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете..." (Лк. 6. 37). Господь обещает каждому из нас: если мы не будем осуждать, а будем прощать, Он не осудит и нас, простит и нам. Только того ждет Небесный Отец от нас, чтобы сердце наше было исполнено истинной любви друг к другу, не носило в себе греха осуждения ближнего. Господь и Сам не осудит того, кто не осуждает, и поможет тебе переносить обиды и осуждение со стороны других.

Ты хочешь, чтобы люди к тебе не были жестокосердными, злыми. Сам не будь черствым. Открывай свое сердце перед бедой и скорбью ближнего своего, будь милостивым, любящим брата своего. Помни слова Господа Иисуса Христа: "...давайте, и дастся вам: мерою доброю утрясенною, нагнетенною и переполненною..." (Лк. 6. 38). Господь воздаст за всё, что мы сами даем ближним нашим, и положит им на сердце помочь нам, когда мы будем нуждаться в чем-либо. Господь воздаст нам вечным воздаянием, если мы будем милостивыми; Он обещает помилование всем тем, кто проявит добродетель милосердия в своей жизни земной. А вечное помилование - это то, что носит в своих чистых и святых мечтах каждый истинный христианин, о чем он пламенно просит, думая о смерти и отчете по смерти за все свои дела, совершенные в дни земной жизни.

Ты хочешь, чтобы тебе люди помогали советами, своими услугами. Сам будь услужливым и иди навстречу тому, кто нуждается в твоей поддержке, с кем ты можешь и должен поделиться своим духовным и житейским опытом.

Ты хочешь, чтобы дети твои были послушными, чтобы в семье царила любовь. Прежде всего исполняй сам заповедь, которую Господь повелевает тебе исполнить: "Чти отца... и матерь твою..." (Исх. 20. 12). И у тебя есть или были отец и мать. Если они живы, сам будь к ним почтительным и оказывай им свою сыновнюю, благодарную любовь. Если их уже нет в живых, не оставляй любви к ним в своих молитвах. Они нуждаются в них, они ждут от тебя, еще живущего на земле, молитв о себе. Памятью о себе они стучатся в твое сердце, ожидая, что ты будешь поминать их в храме Божием и в своей домашней молитве.

Ты хочешь, чтобы люди жили с тобой в мире, были в отношении тебя кроткими, добродетельными. Сам храни мир и кротость в своем сердце. По примеру пророка Давида, даже с "ненавидящими мира" будь мирным: с тем, кто не хочет мира и даже ищет ссоры с тобой, сумей сохранить в своем сердце мир.

Так велит поступать нам Господь. Он велит нам желать и делать другим то, чего мы сами хотим, чтобы другие делали в отношении нас.

Пусть же сердце каждого из нас будет источником только хорошего, светлого и чистого; чтобы люди, окружающие нас, с кем мы соприкасаемся, кому непосредственно можем оказывать добро, видели в нас истинных учеников Иисуса Христа. А те, кто отошел ко Господу, да утешаются нашей молитвой за них, молитвой никогда не умирающей любви к тем, кто жил на земле, кого мы знали, кого любили, кто оказывал нам, может быть, и большие услуги и большое добро.

Может быть, ты скажешь: как мне исполнять эту заповедь, если я так поступаю, а другие не хотят ее исполнять? Разве можно говорить так? На это нужно тебе ответить словами святого апостола Павла: "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает" (Рим. 14. 4). Разве мы знаем о том, что совершается в сердце другого человека?

Разве мы знаем о его тайных мыслях, о его тайном раскаянии в худых делах, о его тайных молитвах, о скрытых от нашего взора его добрых и чистых порывах? Если бы между нами, христианами, было мало исполнителей заповедей Христовых, разве это послужило бы для нас основанием следовать этим нерадивым и ленивым, не желающим быть истинными детьми своего Небесного Отца?

Ведь праведный Ной сохранил чистоту веры в Бога и чистоту жизни среди развращенного рода человеческого и за это был спасен во время всемирного потопа.

Праведный Лот был пощажен Господом за свою верность Ему и выведен из Содома, а Содом и Гоморра, древние города, были попалены огнем за бесчестие и неразумие жителей.

Пророк Даниил во время плена проявлял свое благочестие, несмотря на беззакония народа, окружавшего его.

Так и каждый из нас должен, исполняя заповеди Христовы, думать о себе, о своей душе, о своем спасении, а не осуждать того, кто пренебрегает заповедями Божиими. Сказано в Священном Писании: "Перед своим Господом стоит он или падает". Он сам за себя ответит перед Господом: или оправдается или осудится, окончит ли свою земную жизнь в покаянии или в нераскаянии в rpexax.

Кто-нибудь скажет: как я могу следовать этому завету Христову - желать людям добра и делать им добро,- если люди отвечают мне неблагодарностью, черствостью за мое добро? Если ты так говоришь, если ты даже так подумал, то для чего же ты делаешь добро? Для себя только! Сказано Господом Спасителем: "...если любите любящих вас, какая вам за

то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают" (Лк. 6. 32-33). А вы поступайте не так. Слушайте, дорогие, дальнейшие слова Господа Спасителя: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего" (Лк. 6. 35).

Господь нам велит, чтобы мы делали добро не для самих себя, не потому, что ждем от людей после этого ответного добра, а потому, что мы дети Христа Спасителя, потому, что мы исполняем Его заповедь о любви, потому, что мы думаем о своем вечном спасении, о том, чтобы уйти в загробную жизнь с духовным богатством дел добрых.

Вы знаете, что в притче о богаче и Лазаре сказано было богачу: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей!" (Лк: 16,25). Господь по Своему милосердию дает и грешникам, в ожидании их раскаяния, Свои милости, не лишает их и дождя и солнечного света, одинаково посылая их и грешникам и праведникам. Какой урок для нас!

Ты никогда не должен думать: могу ли я исполнять это евангельское золотое правило, если я делаю добро, а люди мне делают в ответ на это только одно зло?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, размышляя об этих словах: "Тем лучше для тебя: ты делаешь добро и ты терпишь зло и этим сразу делаешь два добрых дела. Ты подражаешь Господу Иисусу Христу, Который претерпел, делая людям добро. Придя на землю для того, чтобы спасти людей, Он встретил клевету, поношение и тяжелую кровавую смерть, Он молился за развращенный род человеческий, Он плакал об Иерусалиме, которого ожидала гибель за то, что он не узнал своего Господа. В ответ на великую Божественную любовь, какую явил людям Господь Иисус Христос, люди отплатили Ему злом".

Чем же мы могли бы сколько-нибудь отблагодарить своего Спасителя за всё, что Он сделал для нас, как не подражанием Его любви?

Господь говорит, что исполняющий ту заповедь, о которой мы беседуем с вами, дорогие, может дойти до высшего совершенства - сделаться "сыном Всевышнего".

К этому счастью будем идти!

Ведь нет выше счастья, как стать навеки сыном своего Небесного Отца!

 

ЖМП №8 за 1956г.

Hosted by uCoz