ПРИГОТОВЛЕНИЕ

СЛОВО, сказанное в храме Даниловского кладбища г. Москвы

Хочу привести вам, мои дорогие, для общего нашего назидания слова одного из святых отцов древнего христианства: "Не забывай приготовить себя, прежде чем станешь на молитву, чтобы не быть человеком, искушающим Господа" (авва Дорофей).

Приятно смотреть на зрелую ниву, когда ветерок проносится над ней и склоняются головки колосьев с полными зернами. Отрадно видеть в храме Божием много молящихся верующих людей, над которыми в святые минуты нашего Богослужения веет дыхание Духа Божия и которые преклоняют свои сердца перед Богом, Его святыми таинствами, Его святыми благословениями.

Этот образ, вы знаете, - Евангельский образ. Господь Иисус Христос уподобил Евангельское слово семени, а верующих - ниве, возделанной и засеянной, произрастающей сначала зелень, потом колосья, а, наконец, зерна в колосьях.

О, если бы все мы, собирающиеся на молитву в наших Божиих храмах, были колосьями, наполненными зернами зрелыми, и приносили бы Господу свою молитву из глубины сердец, исполненных веры и добрых дел, истинной христианской жизни! А ведь как бывает обманчиво наше внешнее благочестие! Человек молится, крестится, стоит два или три часа за Божественной службой, приступает к св. Таинствам, а за порогом храма злословит, ненавидит, грязнит свою душу и тело, впадает в многое множество грехов и страстей.

Колос не будут винить, если в нем не окажется полных зерен: значит, солнце и влага не дали ему питания для этого созревания.

Но каждый из нас виноват, если его душа подобна пустому бесплодному колосу, в котором ничего нет пригодного для Царства Небесного! Каждый из нас остается виновным, потому что мы должны заботиться о том, чтобы наша душа зрела для жизни вечной, чтобы мы росли духовно, очищались от согрешений, наполняли сердце делами любви, делами христианской жизни. Каждый из нас не оправдается перед Господом, перед своей вечной судьбой, если не умеет или не захочет использовать великую духовную силу, которая привлекает нам благодатную помощь Божию в нашей жизни земной, в нашем приготовлении к вечной жизни, в нашем созревании для этой жизни. Все мы должны стать пшеницей, которую соберет Господь, праведный Судия, когда придет судить живых и мертвых.

И эта сила, которая привлекает благодать Божию, помогает нам возрастать духовно, улучшаться, отряхнуть от себя грязь грехов и страстей, это - молитва наша, на которую мы все призываемся св. Церковью Христовой в святые храмы, чтобы здесь испрашивать себе и получать благословения Божий, с которыми только и может наша душа расти для вечного Царства Небесного.

То изречение, какое я привел из книги древнего святого отца, и напоминает каждому из нас, как надо молиться, чтобы молитва привлекала взор Небесного Отца и подавала нам ту силу помощи Божией, с которой и мы от грехов очищаемся и добрыми делами украшаемся: "Не забывай приготовить себя, прежде чем станешь на молитву, чтобы не быть человеком, искушающим Господа" (авва Дорофей).

Так бывает и в жизни земной. Если человек берется за дело без приготовления, наспех, наудачу, редко это его дело может кончиться удачей.

Когда воин готовится к сражению, он должен получить вооружение, должен научиться владеть оружием, и тогда успешно ведет бой. Когда человек хочет переплыть через реку, то снимает с себя одежду, чтобы не потянула его на дно.

Святые отцы нашей Церкви учат нас тому, что, вставая на молитву, начиная призывать себе помощь Божию в молитве, человек должен приготовить себя. Как? В чем состоит это приготовление к молитве, без которого не будет наша молитва действенна и не привлечет благодатную помощью Божию?

Состоит ли это условие в том, что в храме или дома мы должны приступать к молитве с верой, крепкой верой в нашего Господа Спасителя и Небесного Отца? Да. Состоит ли оно в том, что, молясь, мы должны быть преисполнены неотступностью в молитве, как женщина хананеянка, которая молила Господа исцелить ее дочь, а когда Господь медлил явить свою милость, она продолжала без колебания повторять свою просьбу? Да.

Должны ли мы молиться так, чтобы по слову пророка Давида видеть перед собой Господа, созерцать духовными очами Того, к Кому возносится наше сердце, перед Кем открывается наша душа для благословения Божьего? Да.

Должны ли молиться с твердой надеждой на то, что Господь услышит нас в нашей молитве и, прежде чем молиться, оживить и укрепить в себе эту надежду, вспомнив слова Господа Иисуса Христа: "Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7, 11). Такая ли надежда должна быть и началом, и основанием каждой нашей молитвы? Да.

Но не только это, Мне хочется напомнить еще о двух условиях действенной молитвы, о каких мы часто забываем, когда приступаем к молитве. Вот первое условие. Надо прежде молитвы, приготовляя себя к ней, примириться с ближними своими, простить друг другу взаимные согрешения, вырвать из своего сердца жало, занозы обид, огорчений, какие еще живут в этом сердце.

Если бы какой-нибудь человек задолжал огромную сумму другому и этот другой, давший в долг, мучил его за этот долг темницей, угрожал, может быть, смертью и обещал бы ему простить ему долг огромный, но при условии, если этот человек простит долг малый своему должнику, безумным был бы тот человек, кто не простил бы малого, чтобы получить великое, обещанное нам заимодавцем. Таковы и мы, грешники, и грехами исполненные наши сердца. И наши грехи, если мы унесем их с собой, будут влечь за собой смерть вечную. Но если Господь нам обещает, что оставит нам наши долги, то Он и простит нам их, если мы прощаем сами.

Вы знаете слова Христовы: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5, 23-24).

Вы слышите: если брат твой имеет что-нибудь на тебя и ты, может быть, не виноват против него и даже не знаешь, почему он имеет что-то против тебя, - ты должен идти и расположить к себе сердце брата своего. Если это невозможно, если этого брата нет около тебя, ты должен в начале своей молитвы помолиться о том, чтобы Господь ниспослал мир Божий в его сердце. Велит нам Господь потому заботиться о брате своем, а не только о себе, чтобы и в нашем сердце не оставалось озлобления и огорчения на брата, но чтобы и брат твой не имел чего-либо на тебя. В этом проявление нашей любви к брату.

Господь хочет, чтобы не только я (кто молится) спасал душу, но чтобы и брат, который озлобился на меня, не погиб для жизни вечной.

Апостол Иоанн сказал: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?" (1 Иоан. 4, 20). Мертвый ничего сделать не может. И мертвый духовно, не имеющий любви к брату, не может предстоять как должно с молитвой перед лицом Божиим, потому что в сердце его нет любви.

И есть второе условие, которое мы нередко забываем. Когда мы встаем на молитву, надо иметь сознание своей греховности, своего недостоинства. Ведь мы - грешники; из нашего сердца, грязного, оскверненного страстями, может ли подниматься духовный дым благочестия и чистой молитвы? Если мы забываем о том, что мы грязны и не очистились еще в таинстве покаяния, еще ожидаем этих святых минут, то в начале молитвы мы должны прежде всякого прошения с сокрушенным сердцем просить себе у Господа прощения в грехах наших. Сказано в ветхозаветном слове Божием: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... Тогда придите, и рассудим, говорит Господь" (Ис. 1, 16-18). Или, как сказал апостол Павел: "Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2, 19).

А Господь Иисус Христос казал нам: "Что вы зовете Меня: Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6, 46). И неудивительно поэтому, что Господь так часто не внемлет молитвам нашим, если мы без сознания своего греховного недостоинства, без покаяния во грехах своих дерзаем обращаться ко Господу со словами: "Господи! помилуй!" Ведь если слова этой молитвы мы и произносим, то что кроется в глубине нашего грешного сердца? Каким кощунством была бы молитва нераскаянного сердца? Мы как бы говорим: Помоги мне, Господи, но я не имею решения или даже намерения прекратить оскорбление Тебя, Твоего святого имени своими грехами. Исполни Ты, о чем я прошу, но я не имею желания исполнять Твою волю.

И потому, приготовляя себя к молитве, каждый из нас должен глубоко вздохнуть своим сердцем о своих согрешениях, сознать, что он греховен, грязен, смраден; просить себе у Господа помочь покончить со своей греховной жизнью и тогда, с сознанием своего не достоинства, встать перед Господом на молитву.

Если не так мы молимся, то будем людьми, как сказано у святого отца Церкви, - "искушающими Господа своего". Мы искушаем Господа своего, если молимся недостойно, если молимся из грязного сердца. Да не будет так. Мы собираемся в храмы, мы становимся в своем молитвенном углу дома утром и вечером с надеждой на то, что Господь поможет нам в нашей жизни и прежде всего в отношении нашего вечного спасения окажет Свою Божественную помощь, чтобы мы не погибли для жизни вечной; не умерли вечной смертью в той жизни, где не будет смерти никогда. Так пусть мир Божий, сокрушение о грехах, любовь и взаимное прощение заполняют наше сердце, когда мы просим себе у Господа Божественной помощи!

Может быть кто-нибудь скажет: если я грешный, грязный и смрадный, как может Господь принять даже самую молитву о прощении? Ведь всякая молитва из грязного сердца не угодна Господу. Но если мы надеемся на милосердие Божие, если верим в то, что Господь готов, как Небесный Отец, простить нам наши согрешения при нашем покаянии, - эта надежда и будет путеводителем в нашей молитве и привлечет к нам Божие благоволение.

Вспомните мытаря, который молился, стоя у дверей храма. Он был тяжким грешником, и молитва, которую он возносил Господу, исходила из грязного сердца. Но какая это была молитва! Это была молитва надежды на то, что Господь не оттолкнет грешника и даст ему силы отречься от страстей, которые так истерзали его душу и о прощении которых он просит: "Боже, милостив буди мне грешному!"

"Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит" (Псал. 50, 19), не оттолкнет от Себя!

Так и молитесь, дорогие мои. Молитва - это великая сила, через которую низводит Господь на нас Свою благодатную помощь в добрых делах во всей христианской жизни нашей. А эта помощь Божия содействует нашему духовному возрастанию, созреванию для Царства Небесного: колосья наших сердец, может быть, еще до сих пор пустые, заполняет зернами добрых дел, делает нас пшеницей небесной житницы, Царства Небесного, в которое Господь соберет в день судный Своих верных детей.

Этого всех нас да сподобит Господь. Он хочет, как сказано в слове Божием, чтобы никто не погиб для жизни вечной.

1958

Hosted by uCoz