РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В СТОКГОЛЬМЕ НА ЮБИЛЕЙНОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА (10 МАЯ 1959 ГОДА)

Дорогие друзья!

Kак будто совсем недавно прозвучали горячие призывы Первого Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, как будто бы только вчера встречались мы со многими из вас в Праге и Варшаве, в Берлине и Вене, в Будапеште и на Цейлоне, в Хельсинки и здесь, в Стокгольме, а между тем уже целое десятилетие отделяет наше сегодня от начала движения, целых 10 лет прожили мы в трудной и напряженной борьбе за сохранение мира!

За это время произошло много событий, ставших достоянием истории, не стало и многих из нас, зачинателей движения в защиту мира, но на место ушедших в вечность пришло множество новых продолжателей великого дела, которое, видимо, еще долго будет требовать внимания и бдительности народов.

Обозревая пройденный путь, мы видим добрые плоды общих усилий, видим также и нерешенные задачи, и новые трудности. Но сложность последних нас не пугает. Пусть темные силы войны изощряются в своем коварстве, пусть изобретают в тайных лабораториях новые орудия смерти и разрушения, и все же луч света рано или поздно проникнет в их подземное жилище и разоблачит мрачные замыслы.

В этом именно смысле я говорю сейчас о всемирном движении сторонников мира. Его трибуна, возвышаясь над социально-политическими противоречиями и национальными границами, позволяет нам яснее видеть общую картину современной мировой жизни и делать выводы из многообразия событий, происходящих в различных уголках нашей планеты.

С этой трибуны мы наблюдаем пробуждение народов, долгое время находившихся в порабощении и нужде. Отсюда нам становятся более ясными социальные катаклизмы, в корне Изменяющие жизненный уклад многих миллионов людей. Отсюда же мы оцениваем поразительные успехи технического прогресса, изменяющего лицо Земли.

Более того, судьбы человечества, занимавшие доселе, главным образом, моралистов и философов, на наших глазах становятся предметом всеобщего интереса и внимания. а в общении народов постепенно разрушаются разделяющие их средостения.

Нельзя не видеть, что эти великие сдвиги в сознании и жизни людей тесно связаны с могучими проявлениями их воли к миру, одно из которых мы видим во всемирном движении сторонников мира. В своем десятилетнем развитии оно воспринимается нами как непрерывное нарастание сил, стремящихся к общей цели, и в этом смысле наше содружество является весьма существенным фактором ограждения человечества от ужасов новой войны.

Дорогие друзья! Веруя в грядущую победу Добра над злом, Жизни над смертью, Русская Православная Церковь с самого начала сделалась спутницей движения сторонников мира, и в том, что сделано этим движением, есть немалая доля наших христианских усилий. В течение последних 10 лет весь мир внимательно прислушивается к умиротворяющему голосу нашей Церкви, и множество людей следует ее призывам. Вместе с нею в борьбе за мир принимают активное участие другие православные церкви и многие христианские объединения различных стран. Ее позиция относительно ядерного оружия, разоружения и других международных проблем объединяет многих христиан.

Однако сила социальных и политических расхождений между Востоком и Западом столь велика, что некоторые христианские группы Запада продолжают оставаться в плену концепций, враждебных делу мирного сосуществования народов. Вопреки духу христианской религии клерикальные круги, связанные преимуществами своего социально-экономического положения, открыто поддерживают западную политику "с позиции силы" и не стесняются унижать и дискредитировать Евангелие оправданием оружия массового уничтожения. В высказываниях некоторых известных руководителей западного христианства по этому поводу можно встретить рассуждения о "божественном предопределении"

атомной гибели человечества, об отсутствии принципиального различия между атомным оружием и первобытным самострелом и даже о легкости достижения вечной жизни путем атомной смерти.

Легко заметить, что это странное "богословие", не имеющее ничего общего с Евангелием, расцветает только на почве ненависти к коммунизму и с целью оправдания ядерных вооружений. Трудно поверить, что следующие слова были сказаны в проповеди одного из христианских епископов: "Если даже дело дойдет до третьей мировой войны, тотальное уничтожение и медленная смерть оставшихся в живых были бы меньшим злом, чем рабство под тоталитарным господством" (слова из проповеди английского епископа Рочестерского во второй половине 1958 года).

Такая проповедь, разумеется, несовместима с христианским учением, не допускающим гордыни и запрещающим жадность, зависть, эксплуатацию и вражду. По Евангелию, люди должны любить друг друга, жить в братстве и устранять из своих взаимоотношений все, что может приводить к раздорам и преступлениям. Что касается оправдания атомного вооружения, то, по крылатому выражению доктора Нимёллера, оно является не чем иным, как "практическим атеизмом".

Я говорю на эту тему потому, что связываю исход современного конфликта с позицией христиан Запада. В этом нет ни малейшего преувеличения. Ибо какой бы скромной ни была доля христианского участия на этом представительном собрании и как бы ни относились к христианству неверующие и представители других религий, судьба современного человечества в значительной мере стоит под знаком христианских решений. Для нас, церковных людей, это является фактом мистическим, ибо Церковь простирает свои упования на весь мир. А для большинства это должно быть фактом морального и политического значения.

Недаром Русская Православная Церковь на всех международных конгрессах в защиту мира и во всех своих акциях по этому поводу, обращаясь к христианам всего мира, постоянно напоминает им об ответственности за царящее в мире зло, за современный раскол мира и за гибель Хиросимы и Нагасаки. Лично я говорю и взываю об этом с 1949 года.

Здесь много представителей стран Азии и Африки, и я уверен, что они смотрят на христианскую Европу, как на источник двух мировых войн.

Не сомневаюсь и в том, что в глазах Японии совершенствование ядерного оружия и продолжение его испытаний на островах Тихого океана находятся в резком противоречии с христианской проповедью любви и мира.

Весь вопрос теперь в том, как сами христиане осмысливают свою ответственность и свое место в истории.

Русская Православная Церковь, другие христианские церкви моей страны и многие представители западного христианства давно с тревогой следят за развитием "холодной войны" и ростом ядерных вооружений, призывая христиан к единству в защиту мира.

То же чувство пробуждается и в христианах Америки. Когда Даллес пытался отвести Национальный Совет Церквей в США от принятия мер к ослаблению напряженности между Востоком и Западом, то конференция Совета в Кливленде заявила: "Следует сделать все, чтобы выйти из тупика и найти способ сосуществования с коммунистическими странами. В своих взаимоотношениях с ними мы должны сочетать соревнование в различных областях с сотрудничеством..."

К благоразумию призывал и недавно умерший епископ Чичестерский Белл, предлагая разрушить занавес ненависти и недоверия между Востоком и Западом. "В результате роста атомных вооружений,- говорил он,- все мы ходим по краю пропасти. Рано или поздно, но нам необходимо начать сосуществование, если мы вообще желаем жить. Вопрос стоит так: сосуществование или уничтожение".

По мере ускорения темпов ядерных вооружений христиане Запада все чаще и решительнее высказываются против оружия массового уничтожения и против политики устрашения. Этот процесс особенно обострился сейчас в Западной Германии, где возрождается вермахт, спешно оснащаемый атомным оружием. Там клерикальным защитникам ядерной бомбы смело противостоят ее противники в лице верующих масс и таких деятелей, как Президент Гессенской Церкви д-р Нимёллер.

Но в то время как в Западной Германии борьба христиан с ядерным вооружением входит в решающую фазу, позиция многих руководителей Католической Церкви остается неопределенной. С одной стороны, папа Иоанн XXIII в своем выступлении по радио высказался за мирное сосуществование и за переработку атомной бомбы в орудие прогресса, а с другой - некоторые представители Католической Церкви в Западной Германии продолжают изощряться в оправдании ядерных вооружений.

Не проявляет полной решительности в этом вопросе и Всемирный Совет Церквей, отложивший на год определение своей позиции. Зато Британский Совет Церквей высказался недавно за сохранение смертоносного оружия и за передачу его под контроль Северо-Атлантического Союза.

Таким образом, ядерное оружие разделило западных христиан как бы на два лагеря, и для нашего общего дела совсем не безразлично, объединяются ли западные христиане между собой и с нами для борьбы с угрозой ядерной войны или же они будут поддерживать политику силы и устрашения!

Поэтому я считаю своим долгом вновь и вновь предлагать христианам особо обсудить вопрос о единстве христианской позиции и через эту высокую трибуну этот вопрос довести до слуха христиан всего мира.

Ввиду предстоящей встречи министров иностранных дел в Женеве это мероприятие может иметь существенное значение. Важное место принадлежит ему и в вопросе о вовлечении христиан Запада в движение сторонников мира. Поддержка идеи общехристианского конгресса в защиту мира путем встреч отдельных христиан, неотложных предварительных региональных совещаний должна оказать в этом смысле необходимое положительное влияние. При этом никогда нельзя забывать о значении христианской солидарности в решении германской проблемы и в борьбе за прекращение "холодной войны", испытаний ядерного оружия и гонки вооружений.

Итак, задачи, стоящие в данный момент перед всеми сторонниками мира, образуют как бы ряд ступеней высокой лестницы, по которой человечество совершает свое восхождение в область мирного сосуществования. Первая ступень - это прекращение испытаний ядерного оружия, вторая - отказ от его производства, третья - уничтожение запасов ядерных бомб и т. д.одна за другой последуют ступени разного рода мирных соглашений, освобождающих человечество от страха войны.

Есть и другая лестница, на которую тянут человечество энтузиасты ядерного оружия. Но путь по этой лестнице ведет не вверх, а вниз, в бездонную пропасть. И тем не менее 15 лет назад гордые своей силой люди все же вступили на гибельный путь, запечатлев его первую ступень трагедией двух японских городов.

Дорогие друзья и братья!

Как невозможно вернуть вчерашний день, так немыслимо изгладить из памяти эту трагедию. До сих пор на живом теле Земли мы видим кровоточащие раны Хиросимы и Нагасаки, которые, подобно гвоздинным язвам Христа, пусть на все времена останутся памятниками человеческого жестокосердия, ограждая человечество от гибельного пути.

Мы не перестанем бороться за мир до полной его победы! Мы не пожалеем

для этого своих усилий!

1959

Hosted by uCoz