РЕЧЬ НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ НАРОДОВ МИРА В СТОКГОЛЬМЕ

(20 июля 1958 ГОДА)

Дорогие друзья и братья! как представитель Русской Православной Церкви, от всего сердца приветствую в вашем лице мужественных поборников всеобщего разоружения и международного сотрудничества.

Я дерзаю начать свое слово пожеланием, чтобы мы, несмотря на различие религиозных и политических убеждений, все одинаково верили в успех того дела, ради которого собрались на этот Конгресс. Ибо вера, пламенная вера в достижимость умиротворения народов, стимулирует нашу веру в борьбе за мир и сделает действительными наши слова и решения.

В укрепление этой веры должен сказать, что миллионы православных христиан моей страны, как и все ее народы, продолжают верить в благоразумие тех людей, которые несут сейчас ответственность за жизнь и благополучие человечества. Не сомневаюсь в наличии такой же веры и у народов других стран,- иначе было бы трудно понять энтузиазм нашего разноплеменного собрания представителей всех стран Земли.

* * *

Излишне говорить о том, что для любого народа нашей планеты бремя вооружений является несносным, а мирное сотрудничество с другими народами - желанным. Точно так же очевидно, что потребность видеть в своем доме соседа добрым гостем, а не завоевателем, и встречать его не камнем, а хлебом-солью есть нравственная норма каждого народа. Поэтому главной целью наших трудов должно быть всеобщее признание этой нормы в качестве основы международной политики.

Но достигнуть этой цели не так просто, как кажется на первый взгляд. Нам известно множество различных препятствий - идеологических, политических, социальных, экономических,- затрудняющих движение к ней. Мы видим их и в трудностях переживаемого момента: недаром каждый из нас пришел сюда с одной мыслью - предупредить трагедию, которой может окончиться гонка вооружений.

И тем не менее как бы ни назывались эти препятствия, они не существуют сами по себе, а возникают по человеческой воле. И если эта человеческая воля, с одной стороны, поддерживает разделение мира в вопросах войны и мира, ядерного оружия и его испытаний, то с другой она же может уничтожить эти препятствия.

В первую очередь, как не раз говорилось здесь, чрезвычайное беспокойство у людей вызывает испытание ядерного оружия. Но не только чувство страха несут для человечества эти испытания, представляющие тяжкую опасность для каждого организма. Этими испытаниями нарушается и душевная жизнь людей, сводятся на нет многие творческие порывы в духовном плане. Вместе со страхом перед ядерным оружием, какой переживает современное человечество, умножается, по мере усовершенствования этих орудий смерти отвращение к войне. Такое состояние духа человечества достигло своего апогея в наше атомное время.

Понятно, что в какой-то мере все люди связаны между собой цепью ответственности. Однако в настоящий момент наибольшая ответственность за напряженность международных отношений лежит на тех, кто держит в руках грозный меч ядерного оружия и в том или ином виде угрожает им.

Каким бы знаменем ни прикрывались держащие этот пагубный меч и угрожающие им, ясно, что он находится в руках христианского народа, вернее - их правительств.

Все мы знаем, чем может окончиться нетерпимое соперничество атомных держав в этой области. Но я убежден, что прежде всего христиане в состоянии переменить своим влиянием политику силы на политику мира, что от них зависит - быть или не быть войне. Поэтому я хочу обратить первое свое слово к христианам.

* * *

Братья-христиане! Я, конечно, не буду говорить здесь о наших разделениях в вере и жизни, потому что за это нас достаточно красноречиво обличают бедствия, переживаемые нами вместе со всеми людьми. Такими бедствиями в недавнем прошлом были первая и вторая мировые войны, развязанные волей христианских держав, а теперь нашу же совесть отягощает угроза третьей войны, которая ставит все человечество между жизнью и смертью.

Будем внимательны и вдумаемся в то, что происходит в мире! Мы видим оскудение в людях любви и чувства братства. А в последствиях ядерных испытаний усматриваем и начало болезней, предсказанных в Евангелии. Но, видя это, мы недостаточно глубоко и далеко не все сознаем свою ответственность за раскол мира, за нищету и рабство целых народов, за всякую несправедливость и насилие, за дальнейшие судьбы человечества.

Не христиане ли начали пользоваться атомным оружием? И не нам ли нужно оплакивать поступок тех людей, по слову которых это оружие в одно мгновение погубило десятки тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки?

Так же и теперь в среде христианских народов находятся люди, которые готовы пойти на атомную войну, то есть на риск уничтожения человечества. Об этом, например, можно прочитать в одной из статей английского мыслителя Бертрана Рассела, в которой автор излагает свой спор с американским ученым Сиднеем Хуком. Высказанная последним идея атомной войны возлагает на христиан особый долг - пророчески обличать заключенное в этой идее страшное намерение, угрожающее стать руководящим началом политики современных христианских государств. Да и не это ли начало уже руководит теми кругами, которые упорствуют в отказе от употребления ядерного оружия и в нежелании прекратить его испытания?

Именно так заставляет думать ряд прискорбных фактов, из которых большую тревогу вызвало недавнее выступление группы католических профессоров нравственного богословия из Западной Германии с оправданием атомного оружия. Такого же рода - и отказ Объединенной Пресвитерианской Церкви в Соединенных Штатах Америки принять обращение к правительству США о немедленном прекращении опытов с ядерным оружием.

И не христиане ли - виновники современного тяжелого кризиса, о котором все мы думаем в эти грозные дни?

Подтверждая ответственность христиан за существующее в мире напряжение, эти и подобные факты означают, что некоторые христиане Запада забыли урок, преподанный Христом Иакову и Иоанну у Самарянского селения, на которое они хотели низвести огонь с неба за то, что самаряне не признали Господа. Тогда Господь <запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать> (Лк. 9, 55-56).

Разве мы, христиане, имеем право забывать, что Христос оставил нам заповедь жить в мире, назвал сынами Божиими тех, кто созидает мир? Неужели мы, христиане, перестали понимать Евангелие? Неужели все

христиане до сих пор не могут понять, что угроза применения ядерного оружия противоречит и христианскому учению о назначении человеческого разума, о целях науки, которая должна служить жизни, а не уничтожению ее?

* * *

Все, что я сказал до сих пор, утверждает нашу христианскую ответственность за царящее в мире зло и обязывает всех нас прежде всего к единению, а в своем единстве мы можем ослабить и победить это зло только решительным отказом от политики силы и устрашения.

И я с этой высокой трибуны пламенно зову христианские церкви во всех странах активно призывать своих верующих к противодействию идее войны с теми ее, еще не пережитыми нами, ужасами, какие она принесет человечеству, если, не дай Бог, разразится: умножить проповеди о мире, сплачивать своих верующих против применения ядерного оружия путем печати, собраний, выступлений.

Нам, разумеется, нельзя игнорировать препятствий, преграждающих народам путь к миру. Но мы - это не только христиане Востока, но и христиане Запада, потому наше единство в защите мира может явиться вполне надежной основой разоружения и сотрудничества народов.

Я сказал: наше единство! А где оно? Как всем нам - и западным и восточным христианам - прийти к этому единению духа, которое может благотворно воздействовать и на международные отношения?

Для этого необходимо усилить наше общение между собой. Те встречи между восточными и западными христианами, которые имели место в последние годы, оказались чрезвычайно плодотворными. Пользу взаимного общения ясно ощутили все, кто посетил нашу Русскую Православную Церковь. Много приобрели и мы, посещая общины западных христиан. И это естественно, потому что общение сближает людей, радует открытием внутренней близости и, связывая узами взаимного содружества, проясняет перспективу полного единения в любви.

Поэтому Русская Православная Церковь призывает вас, братья - западные и восточные христиане, к интенсивному общению между всеми нами, верующими во Христа. Нам нужны взаимное общение, нужен подвиг взаимного понимания, подвиг преодоления розни. Нам необходимо знакомиться друг с другом, утверждаясь в общих стремлениях и добрых делах! Мы должны вместе изучать те причины и обстоятельства, которые в далеком прошлом надолго разлучили нас.

Наше сближение будет еще успешнее, если мы будем устраивать собрания и конференции для обсуждения догматических, исторических, жизненных и международных вопросов. Эта работа настолько может сблизить нас, связать общими интересами, что позволит собраться вместе представителям всех христианских церквей для решения наиболее важных проблем, в том числе проблемы разоружения и сотрудничества народов.

Таким образом, в итоге взаимных усилий, направленных к объединению христиан, может и должен быть созван общехристианский конгресс в защиту мира, на котором христиане всех стран и церквей могли бы выразить свое единство в самых неотложных вопросах современности.

Русская Православная Церковь прилагала и будет прилагать усилия в борьбе против угрозы войны, против ядерного оружия, взывая в своих обращениях и проповедях к совести человечества, к религиозной совести верующих людей, к единению всех верующих и всех миролюбивых людей всего мира в защиту мирной жизни.

Вполне возможно, сказали мы, что на пути к нашему христианскому сближению мы встретим немало препятствий. Но что делало непобедимыми христианских мучеников и возносило их над всеми видами опасностей и страхов? Любовь! Мир! Братство!

Поспешим же, братья-христиане, взяться обеими руками за эти всемогущие оружия против всех нынешних страхов и перестанем быть малодушными в делах, требующих самоотверженности и мужества!

Мир! мир! мир! Религиозная совесть требует его и - в качестве начала для смягчения напряженности между народами - требует прекращения ядерных испытаний. Не может быть такой религии на земле, какая оправдывала бы применение этого оружия, какая не называла бы своим религиозным требованием мирное, без войны, разрешение международных вопросов.

Прекратить подготовку к войне на Среднем Востоке!

Да объединятся верующие и всех остальных религий на общей основе заповедей Божиих, требующих мира и братства среди всех народов!

Дорогие друзья мира всех стран, всех идеологий и убеждений!

Всеми силами своего духа я призываю миролюбивые силы всего мира сплотить свои ряды для неустанной пламенной борьбы за всеобщий мир на земле всеми путями и средствами, доступными каждому из нас!

Пусть огонь нашей общей борьбы за мир расплавит разделяющие людей средостения!

Пусть мы станем одной семьей, сильной на сокрушение твердынь недоверия и вражды!

И да будет непоколебимой никем и ничем надежда современного человечества на мирную жизнь!

1958

Hosted by uCoz