ХРИСТИАНЕ В ПОКАЯНИИ

ДОКЛАД НА ВТОРОЙ ХРИСТИАНСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПРАГЕ

Дорогие друзья и братья во Христе!

В период между минувшей на Западе и наступающей у нас, на Востоке, Пасхой мне, как служителю Церкви Христовой, естественно начать свой доклад пасхальным приветствием "Христос воскресе", ибо это величайшее событие истории является незыблемым основанием нашей веры, которая поэтому не может быть тщетной, как не бесплодна и наша христианская проповедь воистину воскресшего Христа!

Провозглашая радость Воскресения Христова - это решительное торжество жизни над смертью, я хотел бы вместе с вами вспомнить необычный энтузиазм апостольской общины, немыслимый без факта Воскресения, и обозреть бесчисленные плоды живой христианской проповеди в истории, чтобы и в нас возгорелась апостольская ревность, но ваша просвещенность делает мое желание излишним, оберегая время для углубления в тему настоящего доклада. Впрочем, вам ясно, что современное стремление человечества к упразднению войн и утверждению мира между народами есть, в числе других факторов, один из прекраснейших плодов христианской проповеди, не умолкающей на земле в течение почти двух тысячелетий, и ее успех является лучшим доказательством жизненной силы Евангелия.

Благовествуя Царство Божие, Евангелие путем любви к Богу и ближнему ведет нас в область бессмертия, к которому сознательно и бессознательно стремятся все люди, жаждущие мира и правды.

Стремление к свободе и братству, сотрудничество и взаимопомощь, сочувствие обездоленным и угнетенным, предпочтение права насилию и многие другие движения духа суть элементы бессмертия, проникающие в окружающий нас мир из Евангелия. В нем коренятся в известной мере и социальные преобразования нашей эпохи, и современная борьба за мир, в которой нельзя не видеть пробуждения нравственных сил, нельзя не слышать призыва к победе жизни над смертью.

Вот почему Русская Православная Церковь немедленно откликнулась на это великое движение современности, хотя его целью является только мирное сосуществование различных социально-политических систем. Но мы, христиане, приветствуем и этот мир, всеми силами готовы его удержать, укрепить и продлить, возвышая нашим христианским настроением.

Именно из этой готовности возникли все известные акции Русской Православной Церкви в защиту мира. Первое место среди них занимают обращения и послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия к духовенству и пастве с призывами служить делу укрепления мира. Той же теме посвящает он свои устные выступления на церковных торжествах и общественных собраниях. По его инициативе несколько раз собирались в Москве главы и представители автокефальных православных церквей, чтобы обсудить и выразить свое отношение к важнейшим проблемам современности. Неоднократно предпринимались им заграничные поездки с целью укрепления международных связей. Словом, всю его деятельность как Первосвятителя Русской Церкви можно назвать, по Апостолу, "служением примирения" (2 Кор 5, 18).

За минувшие 10 лет голос Русской Православной Церкви многократно звучал и с международных трибун всемирных конгрессов и конференций, призывал христиан всего мира бороться с угрозой новой войны. Мне, как участнику этих собраний, происходивших в Париже, Берлине, Варшаве, Вене, Стокгольме и других городах разных стран, приходилось, в соответствии с событиями и настроениями, в одном случае - раскрывать идеологию христианской защиты мира, в другом - обличать антихристианскую сущность агрессии, в третьем - требовать запрещения ядерного оружия, в четвертом - углубляться в социальные проблемы, и почти всегда было нужно напоминать о нашей христианской ответственности за современное положение вещей, за судьбы человечества.

Последняя тема, в сочетании с призывами к христианскому единству, является, можно сказать, главным мотивом миротворческой деятельности Русской Православной Церкви.

Тема христианской ответственности за последние годы стала звучать и в выступлениях представителей западного христианства, свидетельствуя о его солидаризации с восточными христианами.

Обращаясь к примерам, характеризующим развитие христианской солидарности в борьбе за мир, необходимо указать прежде всего на активность в этом отношении автокефальных православных церквей, главы и представители которых принимают участие в различных мероприятиях сторонников мира.

С большим вниманием весь христианский мир прислушивается к выступлениям Римо-Католической Церкви, которая в лице своего первосвященника не раз осуждала планы ненависти и смерти, противопоставляемые закону любви и обетованию жизни, данному нашим Спасителем.

Значительные масштабы приобретает движение против развязывания новой войны и среди католического духовенства и верующих масс Италии, Франции, Греции и других стран.

О больших сдвигах в сторону мирного сосуществования свидетельствуют высказывания виднейших представителей Англиканской Церкви во главе с Архиепископом Кентерберийским Джоффри Фишером.

Еще более активно действуют в пользу умиротворения представители протестантского мира, особенно в Германии, где, например, пастор Нимёллер, невзирая на заинтересованность политических сторон, бесстрашно говорит нет атомной смерти, руководствуясь только чувством христианской ответственности.

Стремление преодолеть опасность атомной войны начинает руководить также действиями Всемирного Совета Церквей, возглавляющего Экуменическое движение, хотя после Эванстонской ассамблеи, на которой было осуждено применение атомного оружия, он не проявил еще в этом отношении должной активности.

Таковы немногие - из числа очень многих - примеры роста христианской солидарности в защиту мира. Эти примеры показывают, что христиане объединяются вокруг защиты мира в сознании христианской ответственности за царящее в мире зло и во имя христианского долга, который обязывает нас в любое время и при любых обстоятельствах противопоставлять всякому выражению зла - добро, всякой тьме - свет, всякой лжи -_ истину и всякой розни - свое единство.

Обладая столь могущественными духовными силами, христиане могут и должны вносить в международные отношения тот спасительный дух доверия, который должен стать основой мирного содружества народов независимо от их образа жизни.

* * *

После ужасов двух мировых войн, развязанных христианскими государствами, совесть христиан не могла оставаться спокойной. Замечательно, что первые признаки ее пробуждения появились еще во время последней войны у людей, практически осуществивших первый опыт освобождения внутриатомной энергии. При этом нужно заметить, что испытанию подвергался не атомный котел, а орудие войны - бомба.

В описании того, как происходил самый опыт, знаменательно следующее признание его участника: "Спустя 30 секунд произошел взрыв, воздушная волна с силой ударила по людям и предметам, почти непосредственно за этим последовал сильный раскатистый, наводящий ужас рев, напоминающий о Судном дне и заставивший нас почувствовать, что мы, слабые существа, совершили святотатство тем, что осмелились узурпировать управление силами, которые до сего времени были во власти только Всемогущего..."

Неудивительно, что, кроме страха, устроители первого атомного взрыва сразу же почувствовали свою ответственность за то, на какие цели будет направлена вновь открытая сила.

И вот эта страшная сила, добытая трудами ученых, оказалась направленной на истребление людей. По приказу тогдашнего президента США Трумэна первая атомная бомба была сброшена на беззащитное население Хиросимы и вторая - на жителей Нагасаки. В одно мгновение было убито свыше 300 тысяч человек, и огромное число людей умерло в страшных мучениях. Многие жители этих городов продолжают умирать до сих пор, хотя с момента бомбардировки прошло уже 15 лет.

В тот момент чувство страха и возмущения заставило сжаться сердца миллионов людей. Все поняли, какую страшную моральную ответственность взял на себя руководитель христианской страны, отдавший приказ об атомной бомбардировке. Но ни тогда, ни после не выразил он никакого раскаяния. Зато исполнитель его приказа летчик Роберт Льюис оказался на высоте христианского покаяния: потеряв душевный покой, он пошел в монахи.

С той поры покаянное чувство стало сквозить во многих высказываниях западных христиан в защиту мира. Так, в день 10-летия Хиросимы католический священник Кушниг (США) опубликовал призыв к покаянию и заявил, что христиане должны взять на себя ответственность за крупнейший акт истребления людей.

Действительно, не один и не два человека были повинны в трагедии двух японских городов, а тот порядок жизни и мысли, который называют христианской цивилизацией. Конечно, нельзя не ценить ее положительные стороны и мирные достижения, которыми она обязана христианству. Не лишенная его духа и силы, эта цивилизация представляет собою лишь внешний христианский мир, вернее - продукт секуляризации, как неизбежного следствия измены духу Церкви и приспособления веры к привычному образу жизни.

Поэтому возникли среди христиан разделения, по той же причине стали происходить между ними и войны. Не говоря о далеком прошлом Европы, последняя мировая война оказалась развязанной по воле христианских держав. Европейское христианство благословило колониализм. А теперь христианскую совесть отягощает угроза атомной войны, ибо позиция, какую займут христиане в современном конфликте, не может не оказать влияния на то, станут ли разделенные народы бороться друг с другом или же будут жить в мире.

Таким образом, христианская совесть подвергается большому испытанию. Особенно трудно приходится христианам Западной Германии. Там церковные братства лютеран находятся в ожесточенной борьбе с воинствующей политикой правительства, с его планами крестовых походов и другими подобными явлениями. Президент Гессенской Церкви Д.Нимёллер требует немедленного прекращения всяких экспериментов с атомным оружием. Против него со стороны известных кругов ведется травля. Знаменитый богослов Карл Барт открыто возражает против атомного вооружения Западной Германии.

Но, с другой стороны, некоторые круги христианские оказываются в плену атомной политики правительства. Это чувствуется всякий раз, когда христиане в своих действиях и занимаемой позиции по важнейшим вопросам современности руководствуются не Евангелием, а различными другими соображениями и факторами. Так, католик профессор нравственного богословия Монцель выступил недавно с оправданием "ограниченной атомной войны". Его превзошел иезуитский проповедник профессор Гундлах, который считает, что для поддержания современного государственного строительства вполне законна угроза атомным оружием. Еще ранее семь профессоров католического нравственного богословия высказали мнения, тождественные с мнением профессора Гундлаха.

Пусть эта апология атомного оружия имеет вынужденный характер, чему, конечно, трудно поверить, но она означает, что западное христианство в некоторой своей части еще не прониклось сознанием ответственности за сохранение мира в той степени, в какой это сделали церкви Востока. Плененные политикой силы и устрашения, эти христиане, видимо, не считаются с необходимостью соблюдать единомыслие со своими братьями и в своей ненависти к коммунизму готовы пойти даже на риск "атомного самоубийства".

Наличие таких настроений в среде западных христиан делает ценной инициативу Христианской Мирной Конференции призвать их к покаянию, которое следует начать словами ветхозаветного пророка: "Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих..." (Дан. 9, 5).

Чем согрешили? - Прежде всего чувством ненависти к инакомыслящим братьям, которых Христос заповедал любить. И Он Сам, распятый на кресте, молился за Своих распинателей и врагов. Какое же основание у нас для ненависти к коммунистам? - Видимо, некоторые христиане нуждаются в напоминании урока, преподанного Спасителем Иакову и Иоанну у Самарянского селения, на которое они хотели бы низвести огонь с неба за то, что самаряне не приняли Господа. Тогда Господь "запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9, 55-56).

В чем поступили беззаконно? - Во многом: в поддержке агрессии, в поощрении гонки вооружений, в злословии по адресу восточных христиан и в пропаганде войны. Как много поводов для практического приложения нравственных норм христианства к важнейшим проблемам современности!

В чем действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Божиих? - В том, что закрывали глаза на социальную несправедливость и оправдывали социальное неравенство. В том, что держались за колониализм, способствуя порабощению малых народов. В том, что думали защищать христианство силой оружия, не надеясь на силу Божию. И так далее.

Христиане, безусловно, ответственны и за подготовку атомной войны, потому что молчали там, где нужно было возражать, и ничего не предпринимали для того, чтобы атомное оружие было запрещено и запасы его уничтожены.

Во многом отступили мы от предписаний Евангелия и только признанием своей вины, первым шагом навстречу своим братьям можем сделать существенный вклад в дело всеобщего умиротворения и не допустить повторения преступлений, подобных уничтожению жителей Хиросимы.

В подвиге покаяния огромное значение имеет молитва. Ее действие ясно видно в свободном объединении кающихся, пребывающих в одном духе, в одном прошении, в одной надежде.

Но молитва не только объединяет, она приводит в движение наши чувства и расположения, необходимые в нашей решимости действовать во всех обстоятельствах так, как предписывает Евангелие. Ибо только в действительном отказе от заблуждений и ошибок, только в сознательном их предупреждении - залог нашего единомыслия во всех вопросах современной жизни.

Взять на себя ответственность за гибель Хиросимы и покаяться в этом страшном преступлении - значит не допустить его повторения. Это станет возможным лишь тогда, когда христиане проникнутся сознанием духовного единства и равной ответственности пред Богом. Поэтому христиане Востока и Запада должны больше общаться между собою.

Это общение, осуществляемое путем обмена делегациями и созыва конференций, будет содействовать такому сближению христиан, которое позволит с течением времени созвать общехристианский конгресс, на котором христиане смогут высказать свое отношение к "холодной войне", ядерному оружию, разоружению и другим проблемам современности.

1959

Hosted by uCoz