ГОРЕ МАТЕРИ-ЦЕРКВИ

ПОСЛАНИЕ К КЛИРУ И ВЕРУЮЩИМ УКРАИНЫ ОТ 28 МАРТА 1942 г.

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ, СМИРЕННЫЙ НИКОЛАЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ, ЭКЗАРХ УКРАИНЫ, ПРАВОСЛАВНОМУ КЛИРУ И БОГОЛЮБИВЫМ ПРАВОСЛАВНЫМ МИРЯНАМ ЦЕРКВИ КИЕВСКОЙ И ПРОЧИХ УКРАИНСКИХ ЕПАРХИЙ

Нашей святой Матери-Церкви Господь судил переживать новые испытания. Никем не призванный похититель власти церковной на Украине тщится раздирать хитон своей матери-Церкви и отторгнуть от нее ее чад православных. Я имею в виду епископа Владимире Волынского Поликарпа Сикорского, самочинно именующего себя архиепископом Луцким и Ковельским и главой Украинской автокефалии. Глава Русской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Сергий в своем послании к православной пастве Украины от б февраля сего года уже разоблачил епископа Поликарпа Сикорского как исключительно политического дельца, партийного политика-петлюровца, а неправославного архиерея, как гитлеровского лакея, как отщепенца Церкви Православной, самочинно объявившего автокефалию и подлежащего за это лишению всякого священства.

Проникают к нам сведения, что Поликарп Сикорский продолжает свою разрушительную работу на Украине, пытаясь оторвать от Матери-Церкви православных чад в свою раскольничью автокефалию, состоящую притом под немецкофашистским покровительством, постыдным и позорным для верующего человека, под покровительством того изверга рода человеческого Гитлера, который издевается над христианством и над нашими христианскими святынями.

У каждого, любящего свою Святую Церковь, сердце разрывается от боли при вестях об этой попытке создать новый раскол в недрах нашей Святой Православной Церкви!

И хочется сказать евангельскими словами: "Горе тому человеку, через которого приходит соблазн!"

Как митрополит Киевский и Галицкий и экзарх Украины, поставленный на этот пост в прошлом году Патриаршим Местоблюстителем, обращаюсь, во имя Божие, с пламенным призывом к пастырям и православно-верующим людям Украины: отвергнуть с священным гневом этот навязываемый Поликарпом Сикорским раскол с Матерью-Церковью, не внимать его лживым речам, не признавать его своим главой или архиереем и не отступать от своей Матери-Церкви во имя своего вечного спасения.

Кто он, новоявленный глава новой, самочинной автокефалии?

Я знаю его как своего бывшего сослуживца - викария на Волыни, по совместной церковной работе в 1940-1941 годах. В указанные годы, когда я занимал пост экзарха западных областей Украины и митрополита Волынского и Луцкого, я состоял в молитвенном и каноническом общении и братском церковном сотрудничестве со всеми архиереями этих областей, вернувшимися из Польской автокефалии в лоно Матери-Церкви Русской (архиепископы: Алексий, Симон, Антоний, епископ Пантелеймон). Епископ Поликарп Сикорский не отказывался выполнять все мои церковноадминистративные поручения, сослужил со мною в Луцком соборе, поминал за своими богослужениями Патриаршего Местоблюстителя, участвовал со мною в хиротонии нового епископа (Вениамина), назначенного Блаженнейшим Митрополитом Сергием в один из белорусских городов.

Я докладывал в свое время Блаженнейшему Сергию, Патриаршему Местоблюстителю, об уклонении Поликарпа Сикорского от письменного выявления своего канонического послушания Московской Патриархии, видя в этом затаенные им особые планы в отношении своей будущей церковной ориентации.

А теперь стало ясным, что Поликарп Сикорский только и ждал момента, чтобы изменить святой Матери-Церкви, беззаконно восхитив церковную власть на Украине и совершив предательство по отношению к Церкви, ныне канонически осужденное Патриаршим Местоблюстителем в его послании.

Прикрываясь личиной якобы друга украинского народа, Поликарп Сикорский и ранее был, и с особой яркостью сейчас выявляет себя, врагом его.

Работая вместе с ним на Волыни в 1940-1941 годах, я видел, как он до мозга костей пропитан стремлением скорее увидеть Украину под германским владычеством.

В этом он не имел ни корней, ни популярности в среде верующего украинского народа. Я же видел воочию сам, как в лице моем верующие украинцы во всех западных областях радостно приветствовали свое возвращение в ограду Матери-Церкви и свое воссоединение с братским русским народом, неподдельно выражая эти свои чувства. Вокруг Поликарпа Сикорского группировались только церковники петлюровской ориентации. Но черное свое дело тайной подготовки украинского народа к предательству германскому фашизму он делал, не считаясь ни с чем.

Его ближайший сотрудник в Лупке, настоятель кафедрального собора протоиерей Грушко, говорил мне, что Поликарп Сикорский держится девиза: "Лучше Украину продать чорту, но не дать ее москалю".

Русский народ не хочет насиловать волю своих собратьев-украинцев, и сам украинский народ свободным волеизъявлением пожелал и продолжает желать братского единения своего с русским народом. А вот Поликарп Сикорский уже продает Украину Гитлеру.

Со своими планами о продаже Украины в германскую кабалу Поликарп Сикорский связывал свои мечты о разрыве украинской Церкви с Матерью-Церковью, об автокефалии ее.

Об этих мечтах его - скорее разорвать связь украинской Церкви с Матерью-Церковью - говорили мне в бытность мою экзархом западных областей Украины архиепископы Симон и Антоний, ближайшие собратья и соработники Поликарпа Сикорского, прожившие с ним все годы при польской республике.

Многие видные представители духовенства в западных областях Украины приводили мне - из истории церковной работы Поликарпа в Польше - факты насилий, учинявшихся им над православно-верующими украинцами при посещении им приходов.

Какой же это друг верующего украинского народа? Об указанных фактах мне, как экзарху Московской Патриархии, говорили также в Западной Украине: архимандрит Иоанн Лавриненко - настоятель собора в г. Ковеле; протоиерей Владимир Ковальский - благочинный и настоятель в г. Дубно; протоиерей Иоанн Давидович - настоятель Покровской церкви г. Луцка.

Предприняв в свое время святое по существу дело - перевод богослужебных книг с славянского языка на украинский и введение их в богослужебную практику с целью приблизить богослужение к пониманию рядового украинца, он обманывал верующий украинский народ, так как в святое дело вкладывал, как видно теперь, черные замыслы: обособив даже по богослужебному языку украинскую Церковь от Церкви Русской, оторвать ее впоследствии от Матери-Церкви - хотя бы ценой вечной гибели душ православных, так как он не может не знать, что самочинная автокефалия есть раскол, лишающий верующих тока благодати Божией и без благодати ведущий души к вечной погибели.

И сейчас Поликарп Сикорский спешит согнуть свою спину перед немецкими оккупантами, временно захватившими ряд наших украинских областей, выслуживается перед ними и, получив от них право на управление украинской Церковью, пытается завлечь в сети своего раскола православную паству Украины.

Какой же это друг украинского народа? Дорогая паства украинская! Раскол с Матерью Церковью, в который хочет вас ввергнуть Поликарп Сикорский, это путь к вечной смерти!

П как не плакать об этом злодеянии, учиняемом в Церкви нашей Поликарпом Сикорским!

Богом врученной мне властью духовной умоляю всех православных клириков и православных людей украинских епархий, временно занятых немцами, не иметь никакого общения с Поликарпом, уже осужденным носителем нашей высшей церковной власти - Патриаршим Местоблюстителем, и быть верными святой Матери-Церкви нашей, чтобы не погибнуть душам вашим вечной смертью.

Преосвященные архипастыри украинских епархий, мои соработники на ниве Украинской Церкви! Верю, что вы, братски разделявшие мои труды по должности патриаршего экзарха и 1940-1941 годах и искренно, открыто заявившие о своем возвращении в лоно Матери-Церкви Патриаршей из Польской автокефалии, остаетесь верными нашей общей Матери-Церкви и умолите вместе со мной православных людей Украины отвергнуть похитителя церковной власти, нашего бывшего сослужителя Поликарпа Сикорского, надругавшегося сейчас над своей Матерью Церковью.

Благодать Божия буди со всеми вами!

28 марта 1942 года.

"Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война", изд. Московской Патриархии, 1943 г., стр. 66-69.

Hosted by uCoz